Меню
16+

Городской округ Эгвекинот

Городской округ Эгвекинот

Чукотский автономный округ/Городской округ Эгвекинот
Официальный сайт
25 апреля 2024, чт 2024.04.25 13:38:47
16+

Городской округ Эгвекинот

Официальный сайт
603

Экскурсия по теме «ГУЛАГ – Чукотстройлаг»

Эта экскурсия проводится по автодороге Эгвекинот – Иультин из посёлка Эгвекинот до 159 км.

Перед экскурсией желательно провести лекцию в музее об истории открытия Иультинского оловянно-вольфрамового месторождения, первых годах его разведки и освоения, изыскательских работ, строительства автодороги, акцентируя ЖИЗНЕННУЮ НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА НАДЁЖНОЙ АРТЕРИИ СНСБЖЕНИЯ СТРОЯЩЕГОСЯ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНОГО КОМБИНАТА.

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

7 июля 1937 года геологом второй смены Второй Чукотской экспедиции ГГУ ГЛАВСЕВМОРПУТИ Миляевым Владимиром Николаевичем было открыто УНИКАЛЬНОЕ оловянно-вольфрамовое месторождение на горе Иультин на восточном фланге Экиатапской горной гряды.

В это время Советскому Союзу, проводившему индустриализацию требовались в больших объёмах редкие металлы для развития оборонной промышленности.

Для разведки месторождения на косе Двух Пилотов на побережье Чукотского моря в 80 км был организован портопункт ДАЛЬСТРОЯ. Однако, мелководное море, сложная ледовая обстановка не позволяли в полном объёме завозить необходимые грузы и геологоразведчики постоянно испытывали большую нужду в самых необходимых материалах, оборудовании и продовольствии. В 1942 году доведенные до отчаяния рабочие-заключённые подняли восстание в лагере Иультина, которое было подавлено.

К 1944 году на месторождении были подсчитаны запасы редких металлов и месторождение оценено как уникальное. В этом году из Магадана на Чукотку направляется экспедиция инженера-изыскателя Тайхмана Григория Михайловича с задачей выбора места входной базы освоения месторождения. В результате проведенных работ определено место строительства глубоководного морского порта на берегу бухты Эгвекинот. От Иультина до бухты пройден рекогносцировочный ход длиной 220 км.

В 1946 году по приказу начальника ДАЛЬСТРОЯ генерал-лейтенанта НКВД Никишова Ивана Фёдоровича организовано Управление ЧУКОТСТРОЯ во главе с инженером-майором Ленковым Борисом Николаевичем.

В задачу Управления входило строительство горно-обогатительного комбината, автодороги, морского порта, аэропорта, автобазы, посёлков.

16 июля 1946 г. в бухту Эгвекинот вошёл пароход «Советская Латвия», на котором прибыли 1200 рабочих-заключённых. 300 человек специалистов, охраны, продовольствие, топливо, строительные механизмы,

После разгрузки парохода началось строительство лагеря для заключённых, жилого посёлка. Чукотлаг в официальных документах обозначался индексом АВ/17.

Вдоль будущей автодороги начали строить лагерные командировки на расстоянии примерно через 10-20 км. друг от друга. Эти лагерные командировки являлись подразделениями Отдельного лагерного пункта № 2 (ОЛП-2), базировавшегося на правом берегу реки Амгуэмы в районе 87 км автодороги. Вначале этот посёлок-лагерь носил название «АМГУЭМА» и являлся базой Строительной конторы № 2, которую возглавлял капитан НКВД Скорых Иван Дмитриевич, главным инженером конторы числился А.И. Лаповок.

Чукотстройлаг возглавил лейтенант НКВД Иванов Михаил Гаврилович. Лейтенант Жемчугов Григорий Пантелеймонович был назначен заместителем по оперчекработе. Начальником ОЛП – 2 (Дорожный) служил старшина НКВД Бойгачёв Евлампий Фёдорович, которого сменил в декабре 1946 г. старшина Гутенко Дмитрий Андреевич, а с октября 1947 г. – лейтенант Фокин Николай Петрович.

Начальником надзорслужбы Дорожного ОЛП был назначен сержант Ульянов Фёдор Николаевич, начальником УРЧ Дорожного ОЛП – Архипов. В составе Чукотстроя было и такое подразделение, как Военный Трибунал. Старшего лейтенанта Иванова М.Г. сменил майор Стеценко Антон Петрович с 26 августа 1947 г. Среди заключённых бытовала легенда о том, что лейтенант Иванов М.Г. был осужден на 25 лет за большую смертность заключённых. Но документы свидетельствуют о том, что он выбыл в отпуск в ЦРС.

В среднем, ежегодно в составе Чукотстройлага числилось около 5 тысяч заключённых. Освободившиеся по отбытии срока наказания пароходами отправлялись в ЦРС, а на смену убывшим прибывали новые контингенты. Таким образом, за 10 неполных лет функционирования через лагерь прошло около 40 тысяч заключённых. Достоверной информации о количестве умерших з/к пока не имеется. Есть письмо одного заключённого, который приводит указанную цифру – 14 000 человек. Он был дежурным по столовой, выдал себя за геодезиста и подслушал пьяный разговор больших чинов НКВД. Называлось именно число 14 тысяч. Автор получил из ИЦ Магаданского ОВД справку, в которой сообщается, что с 1932 по 1942 г. на территории Чукотстроя погибло 512 человек. Учитывая то, что Дальстрой появился на Иультине с 1939 г., а Чукотстроя еще и в помине не было, значит только на Иультине за три года погибло 512 человек. Руководители ИЦ обещают прислать справку о количестве умерших з/к в Чукотстрое после завершения работ по этой тематике.

На каждой лагерной командировке были построены жилые зоны,

включающие жилые бараки-землянки, столовую, вахту, люфтклазет. Жилая зона огорожена забором из колючей проволоки на деревянных столбах, образующих периметр. Высота забора составляла 2,5 м. Горизонтальные нити колючей проволоки крепились к столбам через 25 см. По углам периметра стояли вышки стрелковой охраны. Основание забора выкладывалось в виде гряды из мелких глыб горных пород, либо из блоков дёрна или торфа.

С внешней стороны забора обозначалась запретная зона шириной 5 м. в форме гряды камней или дёрна.

Вахта (КПП) представляла собой небольшую землянку или домик с каликой либо воротами для выпуска бригад з/к на работу.

ЖИЛЫЕ БАРАКИ для заключенных представляли собой полуземлянки, построенные с использованием стандартных брезентовых палаток площадью 21 х 7 м. Такие палатки позже начали шить в Эгвекинотском Промкомбинате. Барак делился на два кубрика, в которых были установлены по одной печке, изготовленной из железной бочки. Как правило, нары в бараке были двуярусные. В таком бараке размещалось от 150 до 200 заключённых. Стены барака утеплялись плетнём из местного кустарника ивы и блоками торфа или дёрна. На лагерной командировке 68 км. стены бараков изнутри оштукатурены. Брезентовая крыша барака утеплялась торфом, насыпаемом поверх брезента.

К бараку пристраивался небольшой утеплённый тамбур.

СТОЛОВЫЕ на лагерных командировках различались по конструкции и площади. В них располагались технологические, подсобные и складские помещения. Наиболее хорошо сохранилось помещение столовой на лагерной командировке 68 км.

ПЕКАРНИ представляли собой отдельные помещения за пределами периметра, в которых располагались огромных размеров печи для выпечки хлеба. Сложены они из мелких необработанных глыб горных пород. Своды печей армированы бочковым железом и красным кирпичом. На некоторых печах использованы и обрезки рельсов. Остатки пекарен сохранились на многих командировках.

БАНИ располагались за пределами периметров рядом с ручьями или озёрами. Представляли собой бараки, сложенные из мелких необработанных глыб горных пород с деревянными двускатными крышами, предбанником и прачечной. Скаты крыши изготавливались из брёвен, расщеплённых по длинной оси на два-три горбыля. Центральная балка – бревно, установленное на двух деревянных столбах «в шип». Боковая обвязка стен изготовлена так же из брёвен, сшитых по периметру сооружения плотницкими скобами. Толщина каменных стен достигала 0,9 м. Снаружи стены утеплялись торфяной кладкой.

БАРАКИ ДЛЯ ОХРАНЫ И СПЕЦИАЛИСТОВ располагались за пределами периметров. Представляли собой небольшие бараки-землянки, утеплённые подручными материалами.

БАРАКИ УСИЛЕННОГО РЕЖИМА, КАРЦЕР. Эти сооружения располагались за пределами периметров жилой зоны. Конструктивно они различались в зависимости от рельефа местности, наличия тех или иных местных строительных материалов.

На 68 км карцер сложен из блоков торфа. Внутренний размер помещения 2х3 м. Изнутри помещения в торфяную кладку забиты армирующие деревянные клинья длиной 15-20 см через 5-6 см друг от друга. На эту арматуру нанесен слой бетона толщиной 5-6 см. Карцер разделен на два равных по площади помещения решёткой, изготовленной из листового железа.

На 132 км. карцер размером 3 х 4 м. сложен из необработанных мелких глыб песчаников с бетонной связкой.

На 190 км карцер врезан в подножие склона горы. Площадь 4 х 4 м. Сложен из необработанных мелких глыб роговиков с бетонным заполнителем. Потолочное перекрытие изготовлено из необрезных досок. Сверху перекрыто глыбами песчаников и алевролитов. Внутреннее помещение разделено на две равные части зарешеченной перегородкой.

РАБОЧИЕ ПОМЕЩЕНИЯ. КУЗНИЦЫ, СТОЛЯРНЫЕ МАСТЕРСКИЕ. Эти производственные помещения практически не сохранились. Кузницы обычно выделяются по наличию обрезков железных бочек, заготовок лопат различной формы из тех же бочек. В кузницах помимо ремонта примитивных землеройных инструментов изготавливали носилки для транспортировки грунта, ремонтировали тачки, изготавливали волокуши, лыжины для зимнего варианта тачек и т. д.

В столярных мастерских ремонтировали тачки, изготавливали рукоятки для лопат, кайл.

ВОЕНИЗИРОВАННАЯ СТРЕЛКОВАЯ ОХРАНА

Охрану и конвоирование заключённых Чукотстройлага осуществлял ЧУКОТСКИЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ОТРЯД ВСО ДС МВД в составе 4 отдельных дивизионов, состоящих из 3-4 взводов:

1 дивизион обслуживал лагерное отделение «Комендантское», 2 дивизион – лагерное отделение № 2 «Дорожное», 3 дивизион – лагерное отделение «Строительное» на Иультине. Отдельный взвод располагался в северном рудном узле в лагерном отделении «Светлое».

В составе охраны был оперативный взвод с маневренной группой, караульные взводы с проводниками служебно-розыскных собак.

О «жизни» заключённых в Чукотстройлаге можно узнать из писем прошедших этот ад.

Письмо Сидоренко Петра.

«На Чукотку нас привёз пароход «Советская Латвия» Начали разгрузку. Грузы клали в кунгасы и подтаскивали их к берегу, а дальше груз на себя и вброд. Не дай Бог уронить – будут бить до полусмерти. После разгрузки нас разбросали кого куда ( 1500 человек). Из тех, кто попал на Иультин, никто не вернулся живым. Я же работал на 9-ом километре в бесконвойной бригаде. Днём мы вели дорогу, а ночью грузили лес на трактора. Так было до августа. Затем нас отправили на 45 километр копать траншеи под бараки. Выкопаем траншею, а нам скажут, что ошиблись в проекте в двух шагах левее. Старую траншею засыпаем, новую выкапываем – и опять ошибка в проекте. На два шага.

В конце концов старший лейтенант сказал нам правду о том, что нас привезли сюда не работать, а под сопку всех. Перед обедом комвзвода проводил профилактическое мероприятие – бил (по очереди) палкой до тех пор, пока сам не упреет.

В сентябре, когда выпал снег, дали резиновые калоши, телогрейку, нательную рубаху, а позже – бурки на ноги и плетёные рукавицы. Жили в больших палатках. Хлеба не было. Кормили затирухой. Палатку освещал фитиль коптилки с соляркой. Зато вши съедали до корост. Угля давали по 10 кг в сутки на одну палатку. Засыпаем уголь в буржуйку и, как только труба нагреется, раздеваемся догола и становимся в очередь, чтобы бельё потереть о трубу. Так мы выжаривали вшей. Бани не было.

Наступил декабрь. Пурга 13 дней без перерыва. Первую неделю кормили 2 раза в день. Три следующих дня – один раз и трое последних суток не кормили вообще. Многие начали скучать по дому – верный признак близкой смерти. Пурга стихла и сразу же начались сильные морозы, а у нас всё мокрое и сами мы голодные. И таких нас погнали на 24 километр.

Через 500 метров остался в снегу лежать первый человек. Вот мы подошли к 32 километру, где находился штрафной лагерь («Смерчь» — так мы называли это место). В этом лагере больных не оставляли в зоне. Заболел – голым поставят под вышку, пока чифирят – человек отойдёт в мир иной. Так вот подошли мы к этому лагерю и мужики рыдали и молили и кричали и стонали и ревели: «Там чай горячий есть и хлеб». А нас всё гнали на 24 километр.

На 24 километре прорабом был прекрасный человек Петров. Он кормил один раз в 10 дней хлебом и давал курево, но за это бедного Петрова чуть было не сгноили с нами.

В январе 1947 г. пурга была весь месяц. А в апреле меня свалила цинга. Ходить я не мог и ползал на работу на четвереньках. Насыпал грунтом короба, которые мы делали из железных бочек. Немец Гринель, который ползал вместе со мной, не выдержал, заполз в столярку и отрубил себе пальцы.

Однажды к нам подошёл трактор с двумя замаскированными сеном санями. Я сунул руку в сено, а там человеческие головы – трупы с Иультина.

К лету нас осталось меньше 500 человек. В мае 1947 г. начали строить пирс. Камня было много, большие штабели. Мы по двое брали носилки, к ручкам которых привязывались верёвки, а верёвки, в свою очередь, нам набрасывали на шею. Ходили вокруг штабелей, с которых нам в носилки бросали камни. И упасть было нельзя, и нести надо столько, сколько набросают сверху. Сапог начальника Ленкова всегда наготове, и уж если не сможешь унести – не жди пощады.

45 минут носишь камень и всё это время играет духовой оркестр. 15 минут перекур – играет другой духовой оркестр. Так по 12 часов в сутки. С работы мы идём молча, а оркестр всё играет.

В августе 1947 г. меня отправили на Иультин. Здесь были бараки из досок, а между досок щели, в которые снег падал на людей. Утром проснёшься, — весь в снегу с ног до головы. Отсюда я попал в больницу за 200 километров от Иультина. Их пришлось преодолеть зимой больному за двое суток без конвоя с запасом продуктов на два дня. Короче, думали, что я не дойду до больницы, и отпустили. А я дошёл, потому, что хотел выжить. Благодаря этому рейду я попал в руки к золотому человеку – хирургу Трофиму Кондратьевичу Калицкому. Позднее с его помощью я работал на 13 километре.

Со временем, в лагере ввели хозрасчёт и отчётность. И всё нашлось: продукты, одежда и т.д.

Сейчас я пенсионер. Увлекаюсь огородничеством, рыбалкой.»

1990 г. П. Сидоренко

В конце 1946 г. на Иультине сложилась очень сложная обстановка. Топлива и продуктов не осталось. В тяжёлых зимних условиях при отсутствии ремонтных баз были мобилизованы все тракторы, чтобы доставить на Иультин хотя бы минимум продовольствия. 17 апреля сгорел жилой балок, в котором погибли начальник Иультинского разведрайона Щербаков Алексей Петрович и его жена Щербакова Татьяна Северьяновна. Радист был вынужден подать сигнал «SOS». Из Магадана прибыл самолёт ЛИ-2, который в Эгвекиноте загрузили продуктами «на сброс». Первый полёт оказался неудачным – пилоты не смогли обнаружить посёлочек геологоразведчиков. Только во второй раз груз был сброшен по назначению. Но этот минимум не мог спасти положения. От строительства дороги на Иультин напрямую зависила жизнь геологоразведчиков.

ЛАГЕРНАЯ КОМАНДИРОВКА 14 КМ.

В документах Чукотстроя она означена как ЛАГЕРНЫЙ ПУНКТ № 4 ОЛП 2.

Расположена на нижней части склона левобережной морены зыряновской стадии оледенения позднего плейстоцена. С юга она прикрыта грядой конечной морены того же возраста.

Строения командировки практически полностью разрушены. На склоне морены хорошо просматриваются остатки забора из колючей проволоки и основания вышек стрелковой охраны.

Слева от дороги расположены остатки бани на берегу реки Дорожной. По этой же стороне от дороги среди кустарника ивы аляскинской сохранились угловые столбы производственных помещений. А по правой стороне среди кустарника располагаются траншеи землянок кузницы, столярного цеха. У подножия боковой морены в 15 м. от дороги частично сохранилась жилая землянка охраны.

Далее по дороге на север на правом склоне долины реки Дорожной хорошо просматриваются висячие ледниковые долины, в истоках которых располагаются кары последней, Искатеньской стадии карового оледенения позднего плейстоцена. В истоках долин впечатляюще возвышаются скалы-жандармы. На правом склоне долины реки Нырвакинотвээм хорошо заметна дайка гранодиорит-порфиров, образующая скалистую гряду высотой 50 м.

В районе 21 км. на северо-востоке выделяется конусообразная вершина горы Цепочка с абсолютной отметкой 1337 м. Её тёмная вершина сложена ороговикованными песчаниками и алевролитами валанжинского яруса ( около 120 млн. лет). Осадочные породы прорываются позднемеловыми гранитами (светлый цвет), слагающими Искатеньский гранитный массив. Этот участок дороги зимой является лавиноопасным. СЗ отрог горы Спартак ( абс. отм. 1083 м) часто выстреливает серьёзными лавинами. Результат воздействия такой лавины можно видеть на местности – опора ЛЭП сметена лавиной, которая «выстрелила» через дорогу. Горные обвалы формируют коллювиальные террасы высотой до 20 м. у подножия склонов долины.

ЛАГЕРНАЯ КОМАНДИРОВКА И ДОРОЖНАЯ ДИСТАНЦИЯ 24 КМ.

В настоящее время это место паломничества жителей Эгвекинота и гостей района. Его посещают и фотографируются выпускники школ, отъезжающие в ЦРС, свадебные кортежи и т. д.

Всё это проводится благодаря инициативе братьев Погоничевых, Бориса Леонидовича и Юрия Леонидовича, спроектировавших и построивших АРКУ ПОЛЯРНОГО КРУГА на 24 км. автодороги в 1981 году. Арка стала символом района. Её изображение тиражируется на сувенирных майках, кружках, значках.

Арка установлена в наиболее живописном месте у подножия Искатеньского хребта. Географические координаты:

66 град. 30 мин. 51 с. северной широты  -  179 град. 11 мин. 34 с. западной долготы.

Истинное положение Северного полярного круга закреплено репером и расположено на 28 км + 400 м. сотрудниками ЭКМ. Его координаты:

66 град. 33 мин. северной широты  -  179 град. 09 мин. 49,6 с. западной долготы.

Но в этом месте установить арку невозможно из-за сложных горно-технических, геоморфологических условий.

На дорожной дистанции 24 км. расположены три домика, построенных из «дикого камня» с бетонным заполнением. Крыша домиков покрыта дранкой. В этих сооружениях жили вольнонаёмные дорожники, обслуживавшие свой участок автодороги. На домиках появились розетки накипного лишайника Гаспариния изящная.

А строили дорогу заключённые Чукотстройлага.

Жилая зона лагерной командировки расположена в 30 м. севернее дорожной дистанции и вытянута в северном направлении вдоль подножия коллювиальной террасы. Очерчена она периметром из гряды крупных каменных глыб. В пределах жилой зоны располагались три барака площадью по 7х21 м., три подсобных землянки и вахта. От этих строений остались только торфяные и каменные кладки фундаментов, отдельные вертикальные столбы. Землянка охраны расположена за северным домиком дорожной дистанции. Остатки бани располагаются в створе Арки полярного круга у подножия коллювиальной террасы.

Кузня и столярный цеха располагались справа от трассы. Сейчас на их месте сохранились только фрагменты каменной и торфяной кладок фундаментов.

В 1946 г. эту лагерную командировку возглавлял прораб Петров. Об этом человеке среди заключённых было очень хорошее мнение. Он по мере возможности заботился о питании, одежде заключённых, старался создать максимально возможные бытовые условия. За это он сам чуть было не «загремел» в зону.

Около Арки экскурсанты должны соблюсти старинную (с 1981 г, а возможно, и более раннюю – с 1947 г. традицию):

ВСЕ без каких-либо исключений обязаны поднести ДУХАМ ПЕРЕВАЛА небольшое подношение. Из налитой стопки водки духам отливается Н-ное количество на землю, а остальное выпивается. Только тогда духи будут благосклонны к группе и пропустят через перевал без каких-либо неприятностей. После выполнения ритуала экскурсантам вручаются дипломы о сдаче нормативов и присвоении почётных званий «ПОЛЯРНЫЙ ВОЛК» или «ПОЛЯРНАЯ ЛИСИЦА».

Далее маршрут продолжается по живописной долине реки Дорожной к её истокам. Долина унаследовала зону меридионального разлома. Обвально-осыпные склоны долины сложены эксплозивными фациями вулканитов (горные породы, образовавшиеся в результате гигантских вулканических взрывов). Особенно эффектно смотрятся скалистые склоны, сложенные игнимбритами умеренно-кислых и кислых пород. Они представляют собой отложения «палящих туч», образующиеся при выбросе из кратеров раскалённых до температуры +800 градусов частичек вулканического стекла, пепла, кристаллов кварца, полевых шпатов. Эта раскалённая масса лавиной скатывалась в долины, выжигая на своём пути растительность и всё живое. Затем происходило её медленное остывание. В остывающей породе за счёт сокращения объёма образовывались системы вертикальных трещин. При последующем поднятии территории породу размывались по зонам разломов, образуя крутосклонные долины. На их склонах формировались причудливые столбообразные скалы.

Последующее внедрение самых молодых гранитов (абсолютный возраст около 70 млн. лет) в сформировавшуюся толщу вулканических пород приводило к её пропариванию и изменению минерального состава. При этом образовывались т.н. роговики и гибридные породы.

При благоприятных условиях формировались проявления полезных ископаемых. Так, напротив дорожной дистанции 24 км. в нижней части правого склона долины можно видеть рыжие зоны хлоритизации с сульфидами. По результатам опробования эти рыжие зоны содержат до 200 г/т серебра и 0.1 % висмута. К сожалению, для нашего региона такое содержание серебра не является промышленным.

От 29 км на север левый склон долины сложен пропилитизированными лавами адезитов, образующих 7 последовательных потоков. На правом склон располагается великолепно выраженный кар с устьевой ступенью и водопадом. Вершина над каром носит название Пик Гранитный (абс. отм. 1198 м.)

Гранитов на этом пике нет, но уж такое название дали топографы. Зато, на западном склоне этого пика встречаются обугленные отпечатки древних растений мелового возраста. А на вершине пика тригопункт согнут в «бараний рог» ураганными ветрами. Вокруг тригопункта на скалах заметны многочисленные фульгуриты – проплавленные каналы от удара молний.

ЛАГЕРНАЯ КОМАНДИРОВКА И ДОРОЖНАЯ ДИСТАНЦИЯ 32 КМ.

На вершине водораздела располагаются развалины ШТРАФНОЙ ЛАГЕРНОЙ КОМАНДИРОВКИ 32 км.

Микроклимат этого участка автодороги один из самых жёстких. Постоянные ветры меридионального направления, низкие температуры обусловили безжизненное состояние окружающего ландшафта. Абсолютная отметка 470 м. над уровнем моря так же сказывалась на состоянии здоровья заключённых. Сюда направлялись «отказники» от работы, «доходяги» и за особые провинности. Доведенные до отчаяния заключённые выходили из бараков в запретную зону и ждали спасительного выстрела с вышки. Пуля обрывала мучения этих бедолаг. Охранники частенько сами выводили ослабевших заключённых в запретную зону под вышку, отбирали одежду и заставляли стоять неподвижно. Пока в караулке попьют чайку, бедолага, глядишь и дойдёт на морозе.

В настоящее время от лагерной командировки по западной стороне от дороги частично сохранились здание бани и гаража. От жилых бараков заключённых сохранилась только торфяная кладка двух фундаментов площадью 21 х 7 м. очерченная по периметру зоны грядой из необработанных глыб горных пород.

Кроме того, сохранились развалины пекарни с печкой для выпечки хлеба.

С восточной стороны дороги располагаются 4 заброшенных домика дорожной дистанции, в которых проживали в 60-70 годах прошлого века дорожники. Они поддерживали в рабочем состоянии дорожное полотно на участке от 24 до 57 км.

Кроме того, здесь располагался магазин и не6ольшая гостиница для водителей на время абсолютной непроходимости перевала.

Электроснабжение дистанции осуществлялось за счёт собственной дизельной электростанции.

В настоящее время на дорожной дистанции функционирует одно помещение площадью 61 х 13 м. построенное из бетонных плит. В нём располагается тёплый гараж, дизельная электростанция, жилая комната для дорожников. Имеется радиостанция для связи с посёлком Эгвекинот.

Далее маршрут продолжается на север по безжизненной широкой долине.

В посёлке бытуют разные поверия об этом месте. Некоторые жители утверждают, что здесь имеется очень сильная радиоактивная аномалия. Автор проводил здесь групповую геологическую съёмку масштаба 1 : 50 000 с попутными поисками радиоактивных минералов. Могу со 100% гарантией утверждать, что радиоактивных аномалий здесь нет.

На 43 км автодороги в 100 м. в востоку расположено кладбище заключённых. Есть такая, документально не подтверждённая версия об этом кладбище.

С командировки 32 км гнали этап на 45 км. Неожиданно началась пурга и, действуя по инструкции, конвоиры приказали заключённым сесть. Так, не дойдя всего два километра до лагерной командировки 45 км замёрз весь этап – 28 заключённых и два конвоира. Могилы заключённых располагаются в два ряда. На каждом могильном холмике установлен деревянный колышек с табличкой. В настоящее время на табличках невозможно прочесть их номера.

А конвоиры похоронены немного в стороне. Посередине холмиков забиты ломы.

ЛАГЕРНАЯ КОМАНДИРОВКА 45 КМ.

Прорабом командировки был назначен Миронов Сергей Яковлевич с 1 июня 1947 г.

Жилая зона командировки расположена к западу от дороги. Здесь хорошо просматривается торфяная кладка фундамента двух жилых бараков площадью 21х7 м, фундамент вахты и каменный периметр жилой зоны.

Справа от трассы сохранились развалины пекарни, склада.

В пекарне относительно хорошо сохранилась печь для выпечки хлеба, сложенная из мелких каменных глыб. Своды двух топок армированы рельсами и бочковым железом.

На самом берегу озера Равкэргыгытгын сохранились развалины бани.

Озеро Равкэргыгытгын (чук. — Прозрачное озеро) вытянуто в меридиональном направлении на 4 км. Ширина его составляет 0,8 км., глубина более 100 м. Озеро выполняет разломную щель и подпружено с севера мореной.

На восточном склоне хорошо просматривается зона пиритизированных игнимбритов в виде ярко-жёлтой и красной полос. В хорошую безветренную погоду эта рыжая зона отражается в голубой воде озера, оставляя неизгладимое сюрреалистическое впечатление. Минерал пирит является неустойчивым в гипергенных условиях и при разложении под воздействием атмосферных вод разлагается на серу и железо. Последнее вступает в реакцию с кислородом, образуя минералы группы лимонита (железные охры), имеющие яркую рыжую окраску, оттенки которой зависят от содержания воды в молекуле минерала. Эти минералы можно использовать в качестве минеральной краски.

Автор проводил геохимическое и копушное опробование этой зоны изменённых пород. Максимальное содержание серебра достигает 40 г/т и золота 1,5 г/т.

Возвышающаяся над озером гора Литая имеет абсолютную отметку 942 м.

Среди старожилов Эгвекинота ходили байки о том, что умерших заключённых топили в водах озера. Документального подтверждения это не получило.

Ихтиологами в водах озера выявлены эндемичные виды гольца.

Продуктивность озера очень низкая. Здесь практически не ловится рыба из-за слабой кормовой базы.

Далее маршрут продолжается на север, огибая озеро по долине реки Равкэргываам.

На 56 км расположены остатки лагерной командировки.

На 57 км расположена заброшенная в 80-х годах дорожная дистанция.

На 64 км. полотно дороги прорезает гряду классической конечной морены зыряновской стадии оледенения позднеплейстоценового возраста. Ниже морены располагается зандровое поле флювиогляциальных галечников. Справа в реку впадает река Выквэчкойгываам, она же (на старых картах) – Укоечхойгуам. В переводе с чукотского означает река, текущая с каменистого хребта. Вдалеке на восток возвышается вершина горы Вапъанай (956 м.) – мухомор. У подножия этой горы в 1981 г. геологами были найдены обсидиановые ножевые пластины и керамический чукотский горшок, хранящиеся ныне в музее.

ЛАГЕРНАЯ КОМАНДИРОВКА 68 КМ.

Расположена в пойме реки Укоечхойгуам. Это одна из наиболее хорошо сохранившихся командировок.

Периметр жилой зоны чётко очерчен валом из торфяных блоков высотой около 1 м. Столбы забора из колючей проволоки спилены до основания. Пеньки этих столбов располагаются через 3 м. Нитки колючей проволоки лежат вдоль периметра. На территории жилой зоны кустарник выкорчеван и площадь покрыта высокими злаковыми растениями.

В пределах жилой зоны расположены основания фундаментов двух жилых бараков площадью по 21х7 м., сильно разрушенное помещение столовой площадью 9,8 х 8 м с каркасно-засыпными оштукатуренными стенами со шлаковым заполнением, двускатной крышей из горбыля, перекрытой брезентом и утеплённой дёрном.

Относительно хорошо сохранилось строение у западного периметра зоны размером 3,6х4 м. Вход в него через периметр. Внутри строения дощатая обшивка оштукатурена. В северной и южной стенах расположены зарешеченные оконные проёмы 1х0,7 м. Крыша строения двускатная, перекрыта горбылём, изнутри покрыта брезентом, сверху утеплена дёрном.

На северной стороне периметра расположено торфяное основание вахты размером 5 х 2,5 м..

Ещё одно строение в пределах периметра жилой зоны в ЮЗ части представляет собой барак площадью 9,7 х 5,5 м. Сохранившиеся фрагменты стен изготовлены из вертикальных кольев, переплетенных ветками кустарника. Изнутри стены обиты дранкой и оштукатурены. В северо-западном углу сохранилась печка размером 2 х 1,5 м., сложенная из мелких валунов гранитов. Крыша барака двускатная из горбыля с брезентовым потолком, утеплена дёрном. В южной части барака располагался входной тамбур размером 3 х 3,7 м.

В 20 м. западнее периметра расположены развалины механической мастерской на небольшом островке между протоками реки. Площадь основания 9 х 5 м. Сохранилась только торфяная кладка основания стен и перегородок, делящих строение на три помещения. Вдоль длинной оси строения лежит швеллерная балка. С южной стороны расположена куча лопат, вырубленных из железных бочек, заготовки лопат, железные скребки и другой инструмент местного кустарного производства.

В 30 м. южнее мастерской располагаются фрагменты пекарни. Строение площадью 7 х 5 м. Сохранилась торфяная кладка фундамента. Печка для выпечки хлеба сложена из валунов гранит-порфиров. Топка укреплена стальной арматурой и сводом из бочкового железа. Тамбур помещения с внутренней дверью обитой брезентом. Помещение пекарни разрушается боковой эрозией протоки реки.

Баня расположена южнее периметра жилой зоны в 20 м. Площадь строения 13 х 4 м. По сохранившимся фрагментам можно реконструировать её помещения. Моечное отделение площадью 9 х 4 м и парилка (4х4 м.). Стены парилки сложены из валунов гранит-порфиров. В моечном помещении расположена каменка с вмурованной бочкой для горячей воды. С западной стороны к этому помещению примыкает пристройка размером 2 х 3 м. с железной бочкой для холодной воды. В основании восточной стены сохранился дренажный деревянный короб для стока воды.

В 20 м. к западу от бани расположено основание фундамента барака для охраны. Площадь строения 9,5 х 5,5 м с входным тамбуром площадью 5,5 х 3,7 м. Строение выделяется по торфяной кладке фундамента и угловым столбам.

В 20 м. к югу располагается торфяная кладка фундамента еще одного барака площадью 20 х 5,5 м. Строение разделено на три помещения с отдельными входами, оборудованными тамбурами и угловые столбы.

В 15 м. западнее последнего барака расположена торфяная кладка фундамента небольшого помещения (3 х 4 м) с входным тамбуром (2,5 х 3 м)

В створе северной стороны периметра в 10 м. к западу расположены развалины карцера, стены которого сложены из торфяных блоков с бетонной обмазкой изнутри.

Эту лагерную командировку в 1948 г. возглавлял прораб Петров.

Слева от дорожного полотна возвышается гора Чёрная (абс. отм. 599 м.), сложенная алевролитами и глинистыми сланцами валанжинского возраста ( около 110 млн. лет).

Далее дорога пересекает русло реки Укоечхойгуам по мосту на 74 км. Фрагменты старого дорожного полотна и мостов через боковой ручей и реку отчётливо просматриваются ниже современного моста. На левобережье реки фрагментарно просматриваются остатки дорожного полотна в направлении посёлка Дорожного (базовый посёлок ОЛП-2).

От лагерной командировки 76 км не сохранилось ни каких следов. Единственным ориентиром является православный металлический крест, укреплённый на вершине телеграфного столба. Кто и когда установил этот крест, не известно.

Далее дорога продолжается по левому берегу реки Укоечхойгуам.

На 87 км. от основной дороги к западу отходит дорожное полотно к посёлку Дорожному.

Во времена Чукотстроя этот посёлок назывался Амгуэма. Здесь, на правом берегу реки Амгуэмы располагалась база стройконторы № 2 и ОЛП – 2. С 1947 года летом отсюда проводили сплав грузов для строящегося горно-обогатительного комбината по реке на плотах и кунгасах до устья реки Якитики – левого притока реки Амгуэмы в районе 164 км. автодороги. Сплавом грузов по Амгуэме руководил инженер А.Н.Обелец, его помощником был назначен Громов. На перевалбазе на левобережьи Амгуэмы грузы складировались и далее доставлялись на тракторных санях через иультинский перевал к месту назначения. Возглавлял перевалбазу 178 км. заключённый Силаев Иван Александрович. Со временем, этому перевалу присвоили имя «Силаевский». Рабочим перевалбазы был заключённый, бывший первый секретарь Павлодарского обкома ВКП(б).

Не смотря на завершение строительства автодороги в 1951 г., каждым летом организовывался сплав лесоматериалов от пос. Дорожного до Силаевской перевалбазы. Приказом утверждались временные штаты плавсостава : Старшина буксирного катера – 2 человека и помощник старшины – 2 человека. Возглавлял сплавные работы старший прораб по сплаву леса и других видов грузов. Сплав грузов по реке позволял экономить ГСМ, моточасы автомобилей.

На строительные конторы помимо всего прочего, выдавался план по заготовке кормов для крупного рогатого скота подсобных хозяйств.

Автодорога Эгвекинот-Иультин была сдана в эксплуатацию в 1950 г. с паромной переправой через реку Амгуэму на 174 км. Затем она неоднократно реконструировалась, спрямлялась.

Летом через реку Амгуэму наводили понтонный мост в районе устья реки Якитики. Мост был спроектирован геологом Всеволодом Березняком. В качестве понтонов использовались железные бочки из-под ГСМ.

Постоянный мост через реку Амгуэму конструкции Гау-Журавского был построен в 1965 г. Это был один из самых длинных деревянных мостов в мире. Он состоял из 16 пролётов общей длиной 552 м.

Дизельная электростанция мощностью 3 мВт была построена на 13 км в пос. Озёрном в 1953 г. Тогда же закончено строительство ЛЭП 110 кВ. до Иультина и подана по ней электроэнергия 26.10. 1953 г. Паротурбинная электростанция построена в 1957 г. Обогатительная фабрика ГОКа пущена в эксплуатацию 3 октября 1959 г.

Заключёнными Чукотстроя были построены автодорога Эгвекинот-Иультин, Иультинский горно-обоготительный комбинат, жилые посёлки дорожников, аэропорт, морской порт, дизельная и паротурбинная электростанции, посёлки Эгвекинот, Иультин, Дорожный, Транзитный, Геологический, Светлый. прииски Смелый и Полярный, разведаны оловянно-вольфрамовые месторождения Иультинского рудного узла и россыпи редких металлов. На ручье Главном заключённые добывали мраморизованные известняки для строительных работ. Заключённые использовались и в качестве рабочей силы геологических партий ГРО Чукотстроя.

На предприятиях Чукотстроя велось обучение заключённых рабочим специальностям. Подготавливались водители автомашин, бульдозеристы, бурильщики, взрывники, коллекторы для геологических партий.

Большую проблему с рабсилой создала амнистия 1953 г. после смерти «ОТЦА НАРОДОВ» И.В.Сталина.

Заключённых Чукотстроя начали вывозить с 1955 г., заменяя их комсомольцами, прибывающими по путёвкам. Так, около пос. Озёрного на 13 км. возник посёлок Комсомольский. Кроме того, освободившихся по зачётам из лагеря задерживали до календарного окончания срока наказания, заполняя тем самым рабочие места.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.